Боремся со страхами у детей - Авафка
  • Боремся со страхами у детей

    Новая статья Авафка будет посвящена теме детских страхов. Как помочь малышам бороться с этой проблемой, какие методы доступны родителям без помощи детского психолога и прочих специалистов – обо всём это вы узнаете прямо сейчас.

    Чего боятся дети?

    Страхи делятся на два типа. Первый — вполне объективный. Это собаки, чужие люди, темнота, одиночество, когда мама уходит и т.д. Второй — выдуманные страхи. То есть, монстр под кроватью или тень, похожая на человеческую фигуру. Бывают и более специфические варианты. Как коты боятся пылесоса, так и ребёнок может пугаться чего-то совершенно обыденного.

    Советы мамам и папам

    Теперь немного рекомендаций от Авафки, которые помогут вам найти подход к малышу:

    • Покажите, что вы понимаете его. Что эти переживания для вас близки. С вами можно поделиться мыслями. Проведите беседу, скажите, что с вами такое тоже происходило, и всё нормально. Если вы справились, значит, выход из ситуации существует. Особенно эффективно, когда о страхах рассказывает папа.
    • Объясните разницу между реальными причинами и фантастическими. Что монстры из фильмов, злодеи из мультиков, снежный человек, привидения и прочие ужастики не существуют вне вымышленной реальности.
    • Поймите, что ребёнок имеет право на страхи, а ваше «глупости!» является оскорблением и обесцениванием. Дети должны получать опору, а не насмешки. Нельзя сравнивать взрослые проблемы и страхи с детскими. Здесь нужно ощущать масштаб для каждого возраста. Примите эмоции ребёнка и просто поверьте, что ему на самом деле страшно.
    • Меняйте устоявшиеся негативные образы на позитивные. Используйте замещение. Боится собак? Заведите щенка и поручите ребёнку уход за ним. Покажите мультики, где герои успешно справляются с похожими страхами.
    • Придумывайте вместе истории, где страх ребёнка реален. Попробуйте найти выход внутри такой ситуации. Рисуйте то, что пугает малыша. Можно добавить в эту сказку существо-помощника. Используйте для его обозначения какую-то игрушку.
    • Попробуйте сделать детский страх смешным и нелепым. Смеяться над тем, чего боишься — хороший психологический метод.
    • Ещё одна методика — телесная. Часто дети могут показать, где именно находится их тревога или страх. У кого-то дрожат руки, щемит сердце или сосёт под ложечкой. Научите малыша простейшим дыхательным упражнениям для успокоения. Он сможет контролировать панику.
    • Всегда в такие моменты обнимайте детей. Физический контакт с родителем-защитником позволяет избавиться от тревожных ощущений.

    Совет от Avafka: если ребёнок боится темноты, возьмите его за руку и проведите по всему дому, заглядывая в самые тёмные уголки. Возможно, пугает что-то конкретное. Например, какие-то предметы напоминают человеческую фигуру.

    Работает и метод «клин клином». Прочтение страшных сказок, разнообразных страшилок, закаляет психику. Однако это не означает, что нужно показывать маленьким детям фильмы ужасов. Можно лишь навредить.

    Социальные страхи, которые важно не упустить

    Детские страхи часто связаны с ожиданиями каких-то негативных последствий. Например, многие детишки боятся показаться глупыми, потерять уважение сверстников, допустить ошибку, стать посмешищем. Также есть страх не оправдать ожидания учителей, родителей.

    Факторов, которые становятся причинами, несколько:

    • Высокие требования родителей.
    • Застенчивость ребёнка.
    • Излишняя обидчивость.
    • Гиперопека со стороны старших.
    • Недооценённость или оценивание ребёнка, а не его поведения, поступков.
    • Негатив со стороны воспитателей, учителей, опекунов.

    Avafka напоминает: дети часто повторяют за взрослыми, подражают им. Если мы сами ведём себя неправильно, то малыши «отзеркаливают» нас.

    Ребёнок не должен бояться наказания или негативных высказываний в свой адрес со стороны родителей. Это ошибочный подход. Излишний перфекционизм, желание всегда быть правильным и во всём угождать, приводят к психическим нарушениям. Часто такие детишки страдают ОКР (Обсессивно-компульсивное расстройство), зарабатывают неврозы, а значит — страдают. Они должны понимать, что ошибаться тоже нормально. Что вы их принимаете неидеальными. Это нужно проговаривать, как и то, что мнение учителя или одноклассника не является истиной в последней инстанции.

    Боясь нашей реакции, ребёнок часто вынужден врать, что-то скрывать. Он боится, что его не поддержат, накажут, лишат чего-то важного. Ограничат какие-то права и свободы, которых у него пока и так не очень много. Здесь важно сохранить баланс между обучением детей ответственности и справедливостью. Следует понимать, что у каждого проступка или ошибки есть определенный уровень, а у последствий — некая мера. Также нужно всегда учитывать обстоятельства. Если они от него никак не зависели, то и наказывать не за что. Тогда маленький человек будет помнить, что просто так его никто ругать или наказывать не станет. Он не взрастит в себе комплексы, не будет пытаться быть для всех удобным, сохранит волю защищать свои границы.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.