Что такое вежливость. Самые важные слова - Авафка
  • Что такое вежливость. Самые важные слова

    Мы долго пытались сформулировать мысли, чтобы этот пост в блоге Avafka получился наиболее содержательным, полезным и без «воды». Посвящен он будет вопросам обучения вежливости и культурным нюансам общения детей со взрослыми.

    В каком возрасте следует начинать учить «волшебные слова»?

    Всё зависит именно от самих слов, их значимости, важности. Ещё от того, какой тип взаимодействия подразумевается, с кем конкретно. Ведь помимо папы с мамой, в жизни ребёнка будет много разных людей.

    Родители часто объединяют несколько групп слов, считая их равными по важности. Однако, психологи считают, что это не совсем правильно. Иногда слова приветствия и прощания маленьким детям даются сложнее.

    Так, в первую очередь, стоит обучить детей просить разрешения на выполнение каких-то действий или получение чего-то, а также, на вход в личное пространство. «Можно пойти», «можно взять», «можно войти» — вещи, которые следует прививать детишкам с самых малых лет.

    Если человек не очень хорошо знаком ребёнку или появляется в его жизни впервые, то «система распознавания» не даёт нужного сигнала. Это незнакомец. Зачем с ним здороваться? Требование со стороны родителей здесь вызывает непонимание, дискомфорт, стресс. Детям непонятно, почему они должны приветствовать этого человека. Поэтому важно объяснять, а не ругать и заставлять. Наконец, у вас может расти интроверт, для которого некоторые вещи будут не свойственны.

    Совет от Авафки: стоит как можно раньше обозначить шаблоны поведения с разными людьми: близкими родственниками, роднёй, которая появляется реже, коллегами и друзьями родителей, соседями и т.д. Постепенно ребёнок будет запоминать, как на кого реагировать. Когда он станет чуть старше, то к стандартным реакциям добавятся ещё и личные симпатии/антипатии. Будьте готовы к тому, что кто-то детям будет нравиться, а кто-то будет вызывать страх, отторжение, неприязнь или иные чувства.

    Ещё одна деталь: часто детям навязывают неприязнь к каким-то людям. Например, требуют не здороваться с соседом, который взрослым не нравится. Это также ошибочная тактика. Ребёнок — член вашей семьи, но также является личностью. Следовательно, может сам решать, кто нравится или неприятен лично ему.

    Совсем другой тип слов — «спасибо» и «пожалуйста». Вот их стоит выучить с самых малых лет. Объясните ребёнку, что с «пожалуйста» надо начинать любое обращение в формате просьбы. Что это важная часть предложения, которая делает его объективно лучше и даже эффективнее. Просьба что-то сделать, передать предмет, обращение к человеку, который продаёт товар или предоставляет услугу, должны сопровождаться тем самым «волшебным словом». Можно прямо сказать детям, что так эффективнее и даже выгоднее. Потому что всем людям нравится такая вежливая форма.

    Рекомендация от Avafka: вообще всегда объясняйте почему нужно говорить какие-то слова, делать те или иные вещи. Формат «ничего не спрашивай, просто выполняй мои требования» работает только в армии.

    «Простите» и «извините»

    Ребёнок не всегда понимает разницу между извинением за какое-либо действие, неловкость, слова и вежливым обращением, которое начинается с этих слов. Когда именно оно уместно и всегда ли стоит начинать предложение с «простите, не могли бы вы…» и т.д.

    К примеру, подобный формат подходит для ситуации, когда человек чем-то занят или с кем-то общается, а ребёнку нужно отвлечь его от этого, и привлечь внимание к себе. В этом случае корректным будет именно такое обращение.

    Второй момент — «извините» подразумевает, что обращающийся ощущает вину. «Простите» — запрос некой милости со стороны собеседника. «Я прошу прощения» и «я извиняюсь» — фразы с разным запросом. Первая подразумевает просьбу простить за что-либо. Вторая — исключительно констатацию действия самого человека. Он считает себя неправым и озвучивает это, признавая свою вину.

    Детям не стоит злоупотреблять обеими формами, так как, привыкая к ним, можно обзавестись комплексами, неуверенностью в себе. Лишний раз уже и не хочется обращаться ко взрослым, так как ощущаешь внутренний дискомфорт. Объясните, что вежливость не подразумевает постоянного заискивания перед людьми. Иначе можно продемонстрировать слабость в тех случаях, когда это лишь во вред.

    Быть вежливым, это не только «здравствуйте» и «спасибо»

    Ещё один важный урок вежливости — слышать «нет» и не навязываться. Это нужно усвоить всем в самом раннем возрасте. Уважение чужого покоя, понимание того, что мир не вертится вокруг тебя, и все не могут с тобой всегда соглашаться.

    Ещё одна рекомендация от сайта Авафка: научите детей избегать оценочного мышления хотя бы вслух. Они пока не понимают, что говорить «эта тётя такая толстая», «у этого дяди огромный нос, как у слона» — совсем не правильно. Поясните, что это не только невежливо, но и обидно. Ведь сам ребёнок не любит, когда его оценивают подобным образом.

    Объясните, что показывать язык или средний палец кому-то, кроме своих близких друзей (в шутку) — тоже не нужно.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.