Поговорим о развитии детей. Опять? Не опять, а снова! Только на этот раз не о каких-то системах образования или новых методиках, а о простых и доступных вещах, которые нравятся самим ребятишкам. Статья будет посвящена головоломкам, их разнообразию и преимуществам.
Кубик и его последователи
У миллионов наших соотечественников в детстве был кубик Рубика. Да многие и сейчас крутят его в свободное время. Кто-то даже участвует в челленджах на скорость собирания. Однако Авафка напоминает, что это — не только развлечение, а вообще полезная штука. Поговорим о головоломках и их пользе.
Изобретение венгерского скульптора, появившееся в 1974 году, даже сейчас, в эру компьютеров, не теряет актуальности. Любят его не только дети, но и взрослые. Причин успеха множество, но для родителей важны две:
- Это увлекательно. Особенно для ребёнка, которого нам нужно чем-то занять. Причём не только развлечениями, но и чем-то полезным.
- Игрушка-головоломка тренирует мозг. Ведь именно это — наша основная цель.
У Рубика было множество изобретений. Некоторые из них и сейчас есть на рынке. Одно из них — змейка, состоящая из призм, соединённых шарнирами. Выпускаются они с разным количеством сегментов. В оригинальной версии — 24, но продаются версии на 36 — 144 сегмента. Существует более сотни комбинаций, позволяющих сложить разные двухмерные и объёмные фигуры. При этом не обязательно давать детям инструкцию. Более того, попробуйте для начала посмотреть, что ребёнок сделает сам.
Виды головоломок и их выбор
Вообще, все эти штуки — настоящая находка для родителей. Ведь вам не придётся уговаривать или заставлять ребёнка. Всё, что касается игр и игрушек, он будет с радостью делать и сам.
Теперь о выборе. Для начала Авафка рекомендует несколько простых вариантов:
- Обычные пятнашки. Очень хорошо тренируют логическое мышление. Можно совмещать с компьютерным вариантом, так как внимание и моторика при использовании пятнашек в реальности и на экране работают по-разному.
- Пазлы (обычные и 3D). Кстати, трёхмерные стоит попробовать тоже, так как они хороши для восприятия объёмных предметов.
- Сбор мозаичных картинок.
- Объёмный тетрис с пластиковыми или деревянными фигурами.
Ещё одна интересная тема — деревянные головоломки разной сложности. Те самые, которые собираются из отдельных частей в объёмную сложную фигуру или шар.
Да, они будут сложны для совсем маленьких ребятишек. Однако детям лет пяти можно уже показывать, как собирать и разбирать подобное. Пусть пробуют, учатся, тренируют мышление.
Следующий интересный вариант — игры с лабиринтом, в котором нужно вывести шарик к выходу, минуя тупики и ловушки. Размеры таких игрушек могут быть разные. Некоторые из них с крышкой сверху и построены на балансе. То есть движением шарика ребёнок управляет при помощи наклонов игрушки.
Если говорить об основных направлениях полезных развивающих игр-головоломок, то Avafka выделяет следующие:
- Механические, направленные на понимание последовательности движений (кубик Рубика).
- Пазл-подобные, в которых нужно собрать логичную картинку или предмет из соединяемых элементов.
- Завязанные на логике перемещения объектов относительно друг друга (пятнашки).
- Базирующиеся на восприятии цвета, формы.
- Дающие понимание баланса.
Кстати, не забывайте совмещать это всё с устными и печатными головоломками. Это шарады, логические задачки, загадки, ребусы. Детишкам постарше можно предложить разгадать вместе кроссворд. Есть ещё головоломки с предметами, будь то монетки, спички или что-то другое.
Не стоит зацикливать внимание на чём-то одном. Используйте разные варианты, чтобы задействованы были внимание, руки, логика, память и т.д. Это прекрасный способ гармонично развивать ребёнка, делая это не скучно.
Ещё одна важная деталь — в некоторые игры важно играть вместе. Ребёнку нужно, чтобы вы находились рядом, делали то же, что и он. Иначе он будет ощущать, что вы откупились игрушкой-головоломкой, оставив его одного.
Если детей в семье несколько, попробуйте организовать досуг таким образом, чтобы каждый был занят чем-то, подходящим ему по возрасту и сложности. Дети помладше будут наблюдать за старшими, постепенно вовлекаясь в процесс. Вам останется лишь контролировать их, время от времени давая небольшие подсказки или показывая пример.
Ещё один маленький совет от Avafka: организуйте рабоче-игровое пространство максимально удобным образом. Учитывайте уровень освещенности, осанку детей. Им должно быть предельно комфортно в процессе игр и занятий. Головоломки, состоящие из крупных деталей, которые точно никто не потеряет, можно даже брать с собой на улицу. Импровизируйте, ищите новые варианты использования привычных вещей.