Мелкая моторика для развития детей – Авафка
  • Мелкая моторика для развития детей

    Что такое вообще мелкая моторика? Один из принципов блога на сайте Авафка — избегать неточностей и откровенно антинаучных утверждений. Поэтому обратимся к авторитетным источникам для получения формулировки.

    Итак, речь идёт о движениях, жестах, в том числе захвате различных предметов, а также мелких движениях кисти и пальцев, от которых будет зависеть в будущем почерк ребёнка. Повертеть предмет в руке, поднять горошину и положить в баночку, поместить деталь пазла на нужную позицию — простейшие примеры. Более того, касается это не только рук, но и ног. Правильность выполнения действий зависит от того, насколько хорошо скоординированы сразу несколько систем:

    • Костная и мышечная.
    • Нервная.
    • Зрительная.

    Ещё один важный нюанс – речь и мелкая моторика развиваются у человека параллельно. Сначала маленький человек учится простейшим движениям пальцами, затем — более сложным, потом постепенно учится правильно произносить слова. Удивительно, но чем более ловкими будут пальцы малыша, тем легче ему будет совершенствовать свои речевые реакции.

    Почему так происходит? Небольшой ликбез от Avafka: речевой и моторный центры головного мозга находятся очень близко. Работая с одним, мы одновременно развиваем функционал второго.

    Помимо речевого развития, упражнения на мелкую моторику влияют на память, мышление, помогают научиться концентрировать внимание на объекте или сразу нескольких предметах. То есть, распределять внимание правильным образом. В будущем эти навыки помогут выполнять более сложные задачи, вроде рисования.

    Упражнения для развития моторики рук

    Итак, с основным смыслом разобрались. Теперь к практической части вопроса. Все мы помним, что дети ничего не делают просто так, если сами этого не захотят. Поэтому важно уже на старте заинтересовать их. Для этого используем игрушки и различные приспособления:

    • Строительные блоки и разнообразные игры, в которых важно добиться баланса.
    • Рамки с формами, в которые вставляются различные фигуры. Развивается мышление, логика и моторика.
    • Любые предметы, в которых есть ячейки, пазы, куда можно что-то вставлять или бросать.

    Движения нужно чередовать. Используйте комбинации поднять — перенести — вставить, вытащить — положить куда-либо, пересыпать, переложить из одной коробки, ёмкости в другую. Даже банальные игрушки, издающие звук при тряске, изменении угла наклона, тоже помогают привить нужные навыки.

    Возьмите три коробочки или баночки разных размеров и вместимости. Рядом с ними следует рассыпать разные предметы. Следите, чтобы малыш не тянул их в рот. Покажите пример, как нужно действовать. Пусть распределит вещицы по размеру.

    Давайте ему разные по форме и весу вещи. Он должен понимать, что такое объём, как действовать с тонкими или маленькими предметами, соединять два в один. Очень удобны для развития моторики разноцветные бусины. Их несложно найти в магазинах рукоделия.

    В самом раннем возрасте нужно проводить массаж рук и пальчиков. Вот ещё несколько рекомендаций от Авафка:

    • Рисование на песке, мелкой крупе.
    • Игры с использованием пальцев. Складывание фигур различных животных, ладушки, домик и т.д.
    • Завинчивание гаек, крышек на бутылках и последующее их скручивание.
    • Разрывание бумаги на кусочки и полоски.
    • Щелчки пальцами.
    • Застёгивание и расстёгивание пуговиц.
    • Завязывание шнурков, узлов, бантов.
    • Перелистывание страниц.
    • Растягивание резинки.
    • Нанизывание бусин на нить.

    В возрасте 3 — 4 лет можно активно работать с пластилином, различными его аналогами, собирать мозаики и пазлы, рисовать по готовым трафаретам, играть с конструкторами, головоломками. Пригодятся здесь раскраски, вырезание фигур из бумаги, простейшие примеры оригами.

    Некоторым деткам проще и интереснее играть с родителями. Другие становятся активнее, когда видят рядом других детей, повторяющих те же действия. Если ваш малыш предпочитает играть в развивающие игры в коллективе, создайте для него подходящие условия. Благо, в наше время сложностей с этим не возникает.

    В процессе детишкам важно общение, взаимодействие и, разумеется, поощрение правильно выполненных действий. Ругать не следует. Даже, если задача выполнена неправильно, достаточно просто спокойно пояснить, какие именно действия ожидаются. Показать пример, повторить несколько раз. После этого попросить ребёнка последовать вашему примеру.

    Сайт Avafka часто размещает всевозможные полезные советы и рекомендации родителям. Создавая эти материалы, мы стремимся использовать только проверенные и надёжные ресурсы педиатрических ассоциаций, детских психологов и других специалистов. Это позволяет если не исключить риск появления фактических ошибок, то существенно его снизить.  Заходите к нам чаще – статьи появляются едва ли не каждый день.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.