Монтессори. Что за методика обучения - Авафка
  • Монтессори. Что за методика обучения

    Системы обучения в мире и нашей стране менялись не раз. На слуху сейчас несколько основных. Одна из наиболее интересных применяемых во множестве учебных заведений — методика Монтессори. О ней мы и поговорим в новом материале от Avafka.

    Что следует знать об этой методике?

    Названа она в честь итальянки Марии Монтессори. Дама эта — далеко не случайный человек в системе образования. Она была врачом и педагогом. Мария отошла от привычных педагогических канонов и решила, что обучение должно быть построено на принципиально новой идее. Её суть в том, что дети сами стремятся к знаниям. Это норма для них — познавать мир и получать новый опыт.

    Методика Монтессори базируется на том, что это желание следует поощрить, но не навязывать информацию, а создать среду, в которой познавать было бы комфортнее всего. Идеологию новой эпохи в образовании она описала так: «Помогите мне это сделать самому». Сначала коллеги воспринимали её инициативы скептически. Однако Мария доказала, что они работают даже для особенных детей. Многие из них смогли после подготовки по системе Монтессори поступить в общеобразовательные начальные школы и учиться наравне с обычными ребятишками. Это убедило тех, кто не верил в её систему.

    Гуманистическая педагогика от Монтессори

    Идеи гуманистического образования подразумевают, что главное — личность ребёнка, его стремления и способности. Поэтому важно способствовать гармоничному развитию, помогать в получении новых знаний, проявлении себя в различных сферах. Очень важно гармонизировать физическое, социальное и психологическое развитие, сохранять баланс между ними. Отдалённо это напоминает идеи, существовавшие ещё в древней Греции, где юноша занимался спортом, философией, математикой, да ещё и писал эпические стихи в честь богов. Конечно, всё это несколько утрированно, и там мало учитывали, чего эти греческие ребята хотят сами. Монтессори же сделала упор именно на личные стремления, существенно усовершенствовав всё, что существовало ранее в педагогике. Ребёнок получал больше свободы, пусть и в установленных педагогом-наставником рамках.

    Циклы развития ребёнка

    Когда коллектив Авафка изучал систему Монтессори, то одним из самых интересных её разделов стали для нас сенситивные периоды. Что это такое? Дело в том, что каждый возраст в наибольшей степени подходит для обучения конкретным вещам. Некоторые периоды пересекаются. Следовательно, в это время можно успешно усвоить несколько навыков и типов знаний. Мария Монтессори выделяла шесть так называемых сенситивных периодов в детстве:

    • Восприятие порядка. От рождения и до трёх лет проще всего обучить малыша убирать за собой. Причём не только игрушки, но и еду, которую он уронил, вытирать пролитый на стол суп или сок. Если попытаться приучать к этому четырёхлетнего или ещё более взрослого ребёнка, вы заметите активное сопротивление. В три года можно постепенно обучать простой уборке, мытью посуды или стирке. Так эти привычные бытовые задачи становятся естественными для детей.
    • Формирование действий и движений. От года до четырёх — идеальное время для развития координации действий, движений. Работа с мышечной памятью, моторикой. Малыш становится крепче. Так что не мешайте ему носиться по площадке, лазить на горку или кататься на качелях.
    • Развитие сенсорного восприятия. От рождения до пяти с половиной лет дети запоминают звуки, вкусы, запахи и ощущения. В их памяти эти данные начинают соответствовать понятиям. Тогда же появляется понимание размера, формы, объёма, цвета и т.д. Ведь изначально маленький человек не знает, что такое «круглый», «зелёный» или «тяжёлый».
    • Восприятие небольших предметов. От полутора до пяти с половиной лет нужно развивать мелкую моторику. Для этого используются пазлы, конструкторы, нанизывание бусин на нить и другие простые действия.
    • Становление устной речи. Дети учатся говорить с самого рождения и до шести лет включительно. Если ваш двухлетний малыш пока не стал оратором — не стоит думать, что с ним что-то не так. Успеет ещё. Главное — помочь ему в этом, используя книги, карточки и прочие наглядные примеры. Разумеется, познавать лучше с помощью мам, пап и воспитателей.
    • Развитие навыков социального взаимодействия. То есть, дети учатся общаться с другими людьми, здороваться, прощаться, благодарить, формулировать просьбы, просить прощения и т.д. Они запоминают, что одни и те же действия с родителями, друзьями, воспитателями и чужими людьми требуют разного подхода. Система Монтессори учит, что нельзя заставить ребёнка быть вежливым. Это должно быть осознанное действие.

    Подведём итог: если вы пытаетесь привить какой-то навык раньше или позже, чем здесь указано, то ребёнку будет сложно или он не проявит интерес. Рекомендуем вам подумать об этом и не торопиться делать из вашего чада вундеркинда, читающего в три года. Пусть лучше научится хотя бы минимально себя обслуживать – убирать игрушки и помогать родителям с домашними делами, пусть и в форме игры.

    Все эти периоды развития относятся к первому этапу. Это дошкольная стадия, во время которой детей готовят к будущему обучению. Следующая стадия проходит с 6 до 12 лет. Она связана с развитием разума, воображения, коллективной работой. Появляется также социальная организация и индивидуальная независимость детей. Далее – с 12 до 18. Здесь поощряется стремление к получению оценок и поиск места в обществе. Учитываются психологические нюансы полового созревания, общую нестабильность подростка.

    Подводные камни. Критика методики

    Со стороны Avafka было бы нечестно показать лишь одну сторону. Дескать, всё идеально, и весь мир считает систему Монтессори безупречной. Были (и есть) у неё противники. Их основные доводы против методики базируются на том, что избыток свободы позволяет детям выбирать те области знаний, которые им нравится в ущерб тем, что могут понадобится в жизни. Других не устраивает отсутствие домашних заданий и экзаменов. Также, изучая отрицательные отзывы, сотрудники Авафка нашли доводы о том, что Монтессори недооценивала важность активной роли педагога в обучении и эстетического образования. Кто-то полагает, что в старших классах у ребёнка будут сложности с адаптацией.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.