Учёба — один из важных аспектов в жизни ребёнка, подростка, да и взрослого. Ведь учимся мы все едва ли ни всю жизнь. Однако, Авафка напоминает, что обучение и оценки не должны становиться камнем преткновения в отношениях родителей и детей. Более того, важно изначально выстроить с ребёнком схему общения, в которой он будет понимать, что результат не важнее его здоровья и жизни.
Не так давно в сети можно было увидеть несколько видео, на которых мать била несовершеннолетнего за низкую успеваемость. В Китае мама выставила сына на улицу за то, что тот не получил высший балл.
Иногда наше родительское стремление к идеалу может принимать устрашающие формы. Для детей это заканчивается плохо. В лучшем случае — в кабинете психотерапевта. О худшем говорить не хочется.
Психологи говорят, что разговор об учёбе должен строиться на принципах «я хочу, чтобы ты хорошо учился, но неудачи не делают тебя хуже для меня» и «я не стану любить тебя меньше, если ты не получишь высокую отметку».
А иначе…
Недосыпы, нервные срывы, селфхарм и прочее. Излишний перфекционизм в будущем или неверие в свои силы. «Сделать хорошо или никак» — принцип, который мешает жить очень многим. «Я недостаточно хорош для…» останавливает миллионы молодых людей в шаге от мечты.
Avafka напоминает, что учёба — процесс получения знаний, которые могут понадобиться, а пребывание в школе и выполнение домашних заданий нельзя превращать в каторгу. Пусть ребёнок воспринимает обучение, как что-то, вроде челленджа. Только более ответственное.
Можно ли мотивировать материально?
Психологи не дают однозначного ответа. Однако, в целом, для человечества это нормально. Хотите получить прибавку? Хотите премию? Сделайте вот это в такие-то сроки.
Для ребёнка это могут быть не обязательно деньги. Поездка в какое-то место, которое он давно хотел посетить, билет на концерт любимой группы или матч футбольной команды. Книга, приставка или игра к ней, велосипед или самокат. Вариантов множество и они могут варьироваться по цене, а также действиям, которые детям нужно будет выполнить для получения награды.
Особенности развития
Среди школьников всегда есть немало ребятишек с дислексией, дисграфией, синдромом Туретта и Аспергера, которые не способствуют комфортному и простому обучению. Порой они становятся причиной негативного отношения со стороны сверстников и даже учителей. Поэтому Авафка рекомендует родителям таких детей быть более внимательными и понимающими, а не требовать невозможного. Иначе, будет как в фильме «Временные трудности», когда отец думал, что если ребёнка с ДЦП заставлять, то он себя пересилит. К сожалению, это так не работает.
Вопросы вместо претензий
Спросите ребёнка, что именно ему мешает или что могло бы помочь? Иногда ответы могут вас серьёзно удивить, а решение проблемы оказаться куда проще, чем кажется.
Есть даже специальный опросник для детей:
- С радостью ли ты идёшь на занятия?
- Какие уроки тебе не нравятся и почему?
- Если бы завтра учителя объявили, что приходить можно по желанию, ты бы пошёл?
- Считаешь ли ты кого-то из учителей слишком строгим или несправедливым? Почему? (примеры реальных ситуаций).
- Кажется ли тебе, что в классе есть любимчики?
- У тебя есть школьные друзья, встрече с которыми ты рад?
- Как ты относишься к одноклассникам?
- Как одноклассники обращаются с тобой?
Ещё один вопрос лично вам: ребёнок часто делится с вами тем, что происходит в школе?
Следующий момент, в котором Avafka согласится с детскими психологами, касается психологической готовности детей к обучению. Родители склонны считать, что всё решает объём знаний. Заученные стихи, правила и решённые задачи с примерами не делают детей более готовыми к реальным испытаниям в школе. Мы думаем, что если наш школяр получает большой объём знаний, учит языки, помнит с десяток стишков и ещё до школы запомнил таблицу умножения, то он готов к успешному прохождению школьного курса.
Потом внезапно выясняется, что у сына или дочери стойкое отвращение к процессу учёбы. Причина — переизбыток информации, дисбаланс между учёбой, отдыхом и игрой. Эти ребятишки потом вам припомнят, что вы отняли у них детство, и в чём-то будут правы.
Другая ошибка — отдавать в школу как можно раньше. Психологическая и физическая готовность может не поспевать за интеллектуальной подготовкой. Так, что школа станет жёстким стрессом.
Третье, о чём нужно помнить: чтобы школяр выполнял требования учителей, соблюдал правила и нормы поведения для учащихся, у него дома должен быть режим дня, определенные нормы, разграничение прав и обязанностей, достаточное количество физической и умственной нагрузки. Сложно требовать мотивации от человека, который попадает в непривычную для себя среду с принципиально другой системой требований.