Приучаем ребёнка помогать по дому - Авафка
  • Приучаем ребёнка помогать по дому

    Этот пост в блоге Авафка будет посвящён очень интересной теме. Поговорим мы о том, как приобщить детей к домашним работам. Это мытьё посуды, полов, уборка в целом, стирка и многое другое.

    Приучаем ребёнка помогать по дому

    Начнём издалека, с того, о чём многие родители почему-то забывают. Почти во всех семьях повторяется один и тот же сценарий. Сначала ребёнок пытается быть полезным или просто повторять действия, выполняемые папой и мамой. Он берётся за грязные тарелки, пылесос или швабру, но получает стандартное «дай сюда, не мешай». В итоге однажды он просто перестаёт пробовать, считая, что эти задачи не для него. Потом все об этом дружно забудут и начнут попытки приобщения к полезному труду. Только вот ребёнок будет всеми силами от него отлынивать. Психологически это на 100% объяснимо. Более того, дети правы, поступая так.

    Второй момент, о котором вам хочет напомнить Avafka, касается важности занятия. Дети любят быть частью чего-то важного и нужного. Ведь зачем выполнять какие-то банальные задачи, если от них почти ничего не зависит?

    Придумайте очень важную причину, по которой нужно обязательно выполнить задачу. Убедите ребёнка, что без него вы точно никак не справитесь. Не важно, что пол будет вымыт не идеально, а тарелки потом втихаря придётся перемывать. Главное — добиться вовлечённости.

    Об умном слове и его пользе

    Ещё Авафка рекомендует вам вспомнить о такой интересной теме, как геймификация. Это когда любой привычный процесс, который обычно является рутиной, превращают в увлекательную игру, добавляя характерные для игровых ситуаций элементы. Можно выдавать игровые баллы за различные выполненные задачи. Причём, совершенно разные, как бытовые, так и учебные или относящиеся к тем, что ребёнку нравятся самому. Пусть за эти баллы можно будет что-то купить. Просмотры мультиков, время за компьютером, поход в какое-то интересное место, куда дети хотят попасть. Можно сделать расписание с разными задачами на день, в котором будут звёздочки за то, что выполнено. Дополнительные — за особое усердие. За регулярные отказы выполнять что-либо будут не крики, а штрафы в тех же баллах. Дети прекрасно понимают, что такое выгода, когда видят её на практике.

    Есть несколько золотых правил, которые очень помогут:

    • Не нужно заставлять или обманом вовлекать ребёнка в выполнение работы.
    • Избегайте слов «ты должен». На деле он не должен, но может помочь.
    • Никакого шантажа в духе «не получишь конфету», «не будешь играть», пока не поможешь.
    • Помните, что любая помощь — штука добровольная.
    • Хвалите за инициативность. Если сам предложил помочь — вдвойне молодец.

    На современных детях уже не срабатывают ни «надо», ни угрозы, ни другие методы, базирующиеся на авторитете и силе. Даже угроза ремня за отказ что-либо делать, пугает, но не всегда заставляет выполнить указания. Впрочем, Avafka выступает категорически против любых против силовых методов. Вас же на работе не бьют ремнём, когда надо что-то сделать? Обычно за работу платят. Если вы делаете её хорошо или больше нормы, то даже дают премии. Теперь вопрос: почему ребёнок, который по закону совершенно не обязан вымывать полы, чистить картошку и ездить с вами копаться на огороде, должен всё делать просто так?

    Довод «ну, мы же это всё делаем бесплатно» не работает. По той простой причине, что взрослые сами выбирают, что будут делать. Всё, что не обусловлено государственным законом, вы выбираете сами. Где работать, заводить ли этот огород, красить ли забор или пусть так и стоит ещё сезон, мыть пол немедленно или на выходных. Тогда почему у детей нет этой свободы? Подумайте об этом и придумайте, по какой причине они должны согласиться с вашими доводами. Родители должны всегда предлагать что-то убедительное и быть честными. Иначе они теряют авторитет.

    В каком возрасте можно начинать? Вряд ли Авафка может дать однозначный ответ. Как только малыш может это делать хоть как-то, высказывает желание оказать вам посильную помощь, так и начинайте.

    Всегда подавайте пример. Если у вас на пыльных полках можно рисовать пальцем, а окна в последний раз мылись на свадьбу, то странно ожидать усердия от детей. Ещё чаще рассказывайте, как помогали родителям сами.

    Вообще, система показательных примеров всегда работает лучше любых просьб, увещеваний и прочего. Если в семье есть старшие дети, то их можно попросить вам подыграть и продемонстрировать необходимую инициативу. Заполучив таких союзников, вам будет намного проще организовать любые работы, к которым подключатся младшие дети.

    Уровень фактического качества будет расти со временем. Не стоит возмущаться, что малыши поначалу делают всё совсем не так, как вам хотелось бы. Лучше подскажите и покажите, как лучше и правильнее. Как можно сэкономить время, потратить меньше сил. Купите удобную швабру, картофелечистку и т.д. Оптимизируйте процессы. И тогда у вас будет не принуждение к труду, а прекрасное совместное времяпровождение, приятное для всех членов семьи.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.