Девочка-кукла – Авафка
  • Девочка-кукла

    Марта Козмин


    Девочка-кукла – сказка из сборника «Закройщик сказок» Марты Козмин о пятерых подружках, которые вздумали дружить с девочкой-куклой забавы раде. Но заслужить ее внимание было совсем непросто.

    Сказка рассказывает о ценности дружбы.


    Жили-были на свете пять девочек. Жили они на одной улице и вместе в школу ходили. Вместе уроки учили — то у одной, то у другой, вместе в поле ходили поблизости. И там в мяч играли и в прятки, на скакалке скакали, пока от усталости чуть не падали.

    Бывало, когда они вечером домой прибегут, мамы их путают. Ведь девочки все вместе да вместе, вот мамы уже и не знают, какая из них своя, а какие чужие. С утра они еще чуть- чуть отличались, а к вечеру, перед самым закатом опять были все как одна: волосы и платьица ветер треплет, как будто они пять цветков мака с одного пшеничного поля. Иногда девочки ссорились, раза по три-четыре в день, но тут же мирились, смеясь, и опять за игру.

    Как-то раз встретился им на дороге старый лесник. Он держал за руку куклу. Это им так показалось, что куклу, а потом они догадались: это вовсе не кукла, а такая же девочка, только глаза смотрят куда-то вдаль и стеклянно блестят, как бусины.

    — Она не видит, дяденька?

    Отчего же не видит, видит!

    А на что она вдаль глядит?

    И куда вы ее ведете? — спросили подружки.

    Веду обратно в лес. Мы живем там в заброшенной башне. Я ее в дупле нашел, в лесу во время грозы, когда она была еще совсем крохотной.

    А почему она молчит, ни словечка не скажет?

    Она умеет разговаривать только с птицами да с улитками. Другого языка не знает, а может, виду не подает, что знает. Дятел с нашей поляны советовал мне ее в город увести, может, кто из горожан сжалится и возьмет к себе девочку. Но пока никто не берет.

    А что, если мы с ней будем дружить?

    Каждый день будем с ней играть.

    Научим смеяться и говорить.

    Покажем, как на скакалке скакать.

    Рисовать научим.

    В свою кровать спать положим.

    Что? Вы хотите, чтобы к нам затесалась чужачка? Эта кукла, которая ни на что не способна? Да поглядите, как она шевелится и как смешна! Других девочек мы в свой круг не приняли, а ее почему принять вздумали? Чтобы люди смеяться стали, мол, мы с немой куклой дружим?

    Лесник постоял молча, послушал, вздохнул и дальше пошел.

    Девочка-кукла смотрела вдаль, прямо перед собой и, казалось, не понимала, о чем они говорили, но, когда ушла, подружки с удивлением заметили на земле дорожку из голубых камешков. Это были слезы из ее глаз-бусинок. Не успели старик с куклой из виду скрыться, пятеро подружек опять стали играть, но игра что-то не ладилась, мысли у девочек были совсем о другом.

    На другой день начинались летние каникулы. Девочки вышли на улицу погулять. Дорожка из голубых камешков виднелась по-прежнему.

    Пойдемте в лес к старику. Вот по этим следам и пойдем.

    Посмотрим на заброшенную башню и куклу.

    Увидим говорящих улиток и птиц.

    А к вечеру, когда молоко пить пора, домой вернемся.

    И не долго думая девочки пошли, куда их вела дорожка из голубых камешков. Но вот камешки затерялись в высокой траве. Тут откуда ни возьмись мотылек-шелковые крылышки. То вперед полетит, то обратно. Ясно, помочь девочкам хочет.

    Подружки за мотыльком. Вот и лес совсем близко. В лесной глуши разрушенная башня из серых каменных плит. В башне на полу две постели на сене, а вверху кругом — птичьи гнезда. Старик, видать, куда-то ушел по делам, а девочка с глазами-бусинами на ветке дерева сидела, качалась.

    Иди к нам! Иди к нам! — хором позвали подружки.

    Но девочка-кукла молчала, все так же смотрела вдаль и качалась. Девочки хотели к ней на ветку вскарабкаться, но большой черный дятел с красными перышками и крепким клювом остановил их, сказав:

    Поиграйте внизу, на поляне. Понравятся ей ваши игры, сама к вам спустится. На трогайте ее, не пугайте.

    Подружки послушались дятла и стали тихонько петь. Потом затеяли ожерелья из листьев плести, венки и пояски из цветов, взялись за руки и давай хоровод водить. Веселились до самого вечера, позабыв и про куклу и про все. Чуть-чуть их ночь лесу не застала. Хорошо, что лесник как раз воротился и с фонарем вышел, дорогу из лесу показал.

    Приходите и завтра, мы будем ждать! — сказал он им на прощание.

    На другой и на третий день подружки опять на поляне играли, веселились, как только могли. Кукла перебралась на другую ветку, пониже, но, казалось, не торопится и не собирается с девочками играть.

    А потом погода испортилась, начались унылые дожди, и девочки не могли носу из дому высунуть. Дома они продолжали играть все вместе и постоянно вспоминали про незнакомку в лесу.

    Где она теперь и что делает?

    Как только выглянуло солнце, они поспешили в лес. Белый мотылек-шелковые крылышки опять показывал им дорогу, но летел беспокойно, как будто хотел поделиться с подружками какой-то тревогой. Каменная башня была пуста. Старый лесник покинул ее и куклу-девочку взял с собой. В лесу остались хозяйничать черный дятел с красными перышками и крепким клювом и малышки-улитки. Дятел хмуро долбил ствол дуба и не хотел разго­варивать.

    Куда ушла девочка?

    Как она забыла, что у нее есть пятеро подружек, которые полюбили ее?

    Почему она в город к нам не пришла?

    Вдруг видят, в траве голубые камешки поблескивают.

    Девочка плакала, вот слезинки! Вот еще одна… И еще…

    Пойдемте, куда слезинки ведут, может, найдем девочку.

    И подружки тут же пошли.

    За лесом тропинка стала взбираться в гору. Девочки смело полезли вверх, с камня на камень, как по ступенькам, и так до поздней ночи. Устали, измучились, спать захотели. Вдруг в слабом лунном свете впереди различили пещеру. Пещера была большая и служила приютом всякому лесному зверью. Там спали целая стая серн, куницы, косули, мохнатые медведи,, барсуки, волки-разбойники и овцы с длинной спутанной шерстью. И все отдыхали спокойно и мирно.

    Подружкам что оставалось делать? Забились в уголок, свернулись калачиком на зеленой моховой подстилке и тут же уснули. На другой день чуть свет они раньше всех поднялись и дальше пошли. То тут, то там попадались им голубые камешки. И вывели девочек на гребень горы, а дальше открывалась пропасть и за ней — долина.

    Не найдем, придется домой воз­вращаться, — горевали подружки.

    Вдруг видят, на самой вершине горы сидит на камне старый лесник и девочка-кукла рядом, возле цветка качается.

    Мы пришли за тобой! — в голос сказали подружки. — Зачем тебе все время сидеть в одиночестве?

    Девочка-кукла ничего не ответила, но личико ее осветилось улыбкой, а

    старик поперхнулся, закашлялся.

    Дяденька лесник, мы и тебя возьмем с собой, если хочешь.

    Благодарствую, мои милые, только у меня здесь еще дела — справа и слева, кругом дела. Там, в долине, я слышал, живут и другие дети, у которых нет друзей и которые не умеют смеяться. Я хочу к ним спуститься, чтобы они не скучали.

    Девочки взяли куклу за руки и все вместе пошли домой. Чему только не научат они подружку: и петь, и смеяться, и болтать, и ссориться, и много таких вещей делать, которые другим детям с самого рождения знакомы и никакой науки не требуют. И еще научат тому, что сами они, пятеро подружек, теперь отлично усвоили: ценить дружбу и дарить ее бескорыстно другим.